Мелитополец в одиночку создает городские кварталы

Мастер придает работам известных живописцев объем в своих работах по дереву. Теперь композиции картин великих художников можно не только оценить воочию, но и даже пощупать.

2
1068
просмотров

Наша земля полна талантами. Слава о мелитопольских деятелях культуры и искусства разнеслась уже далеко за пределы Украины. Каждый талантливый наш земляк — личность уникальная, интересная и многогранная. Удивление и восхищение вызывают работы местных художников, мастеров прикладного искусства, произведения мелитопольских прозаиков и поэтов.

Сравнительно недавно в Мелитополе свой талант стал раскрывать и дарить людям еще один наш земляк. Его работы притягивают к себе внимание тонкостью и искусностью исполнения, невероятной трудоемкостью и кропотливостью и уже начали занимать отдельную нишу в культурном наследии нашего края. Ведь Антон Бедлецкий занимается и творит в таком уникальном и нелегком виде искусства как миниатюрная резьба по дереву.

Идея длиною в 10 лет

В юности Антон всерьез увлекся компьютерными технологиями, связанными с 3D-анимацией. Работал с упоением как фрилансер и пользовался успехом у заказчиков как в Украине, так и за рубежом. Именно поэтому и поступил обучаться в Киевский национальный университет культуры и искусств по специальности режиссер анимационных фильмов, который успешно закончил в 2006 году. Именно тогда, обучаясь в вузе, Антон Бедлецкий стал понимать, что его настоящее призвание лежит несколько в другой области.

— В 2004 году у меня стали возникать идеи о воплощении трехмера в реальности. Я стал понимать, что трехмерная анимация — не искусство, она с годами теряет свою ценность, а мне захотелось творить то, что будет актуально и воспринято с интересом не только сегодня и сейчас, но и через год и через десятилетия, — говорит резчик по дереву Антон Бедлецкий. — Я хотел попробовать себя в чем-то другом. Нужно было только найти подходящий материал и форму реализации в целом.

Но реалии жизни диктовали свои условия. Идею Антону пришлось отложить в долгий ящик и размышлять над ней целых 10 лет! Все это время он занимался анимационными проектами.

Коррективы в жизнь Антона внес экономический кризис 2008 года. Дорогостоящие анимационные проекты стали пользоваться меньшим спросом и работа над ними перестала приносить былую прибыль. Особенное падение заказов пришлось на 2013, 2014 года. Именно в 2014 году Антон Бедлецкий решил воплотить свою давнюю идею и заняться резьбой по дереву.

 И снова черешня

Чтобы заниматься таким видом искусства, Антону пришлось провести большую подготовительную работу. Мужчина решил работать по замкнутому циклу, то есть от бревна до готового изделия. Эта задумка предполагала создание настоящей профессиональной мастерской. Ее Антон организовывал и подбирал около 8-9 месяцев — закупал оборудование, изготавливал с отцом некоторые инструменты своими руками.

— На оборудование мы денег не жалели. Я понимал, что доску придется изготавливать самому, поскольку в продаже у нас в основном доска очень низкого качества и из тех пород деревьев, которые не подходят для резьбы, — рассказывает мастер. — Вообще, сама по себе работа с деревом очень интересна, есть свои особенности и очень жесткие правила, которые нужно всегда помнить и выполнять, но в конечном итоге, изделия из дерева излучают тепло и уют, на который не способен ни один из подходящих для этого материалов. Даже закончив жизнь в земле, дерево продолжает жить и радовать нас в художественных работах, предметах интерьера и т.д. Видимо, поэтому дерево более требовательно, чем глина, камень или металл и не терпит ошибок. Одно неверное движение — и вся работа насмарку. Особенно это ощущается в миниатюрах.

Для резьбы в миниатюре требуется дерево твердых, но в то же время пластичных пород, и еще, желательно — пород характерных для Мелитополя. После долгих изысканий Антон остановился на орехе и черешне, обе породы с благородной изысканной фактурой, что обогащает композицию естественным образом. Были попытки взять в обиход абрикос, но мастеру он не совсем подошел. Кстати, Антон мечтает попробовать себя в такой экзотике, как хурма и оливковое дерево.

От религии к пейзажам

В 2015 году у Антона начали появляться работы. Первой из них была миниатюрная резная икона Божьей Матери «Умиление». Ее он показал настоятелю мелитопольского храма Святых Петра и Павла УПЦ КП иерею Виталию Гудыме и получил благословение на изготовление других икон.

— Работая с ликами святых, приучаешься взвешивать каждый свой срез. В миниатюрах на мелких деталях воспитывается чувство восприятия каждого штриха. Это впоследствии помогает в работе над более крупными объемными картинами, — делится Антон Бедлецкий.

После периода работ на религиозную тематику Антон переключился на идею репродукции картин известных мастеров полотна и кисти. По словам мастера, в этом он отдал предпочтение работам художников с богатой разноплановостью и глубиной сцен. Наиболее привлекательными Антону кажутся городские пейзажи голландских мастеров XIX века, таких как Спрингер, Эверсон, Круземан.

— Интересно посоревноваться с мастером, почувствовать глубину его сцены, которую он изобразил на плоскости, и перенести ее на объем, — говорит Антон. — Голландские мастера очень серьезно относились к правильности построения композиции. Чему у них и можно поучиться в процессе ее проецирования в объемном изображении.

Незабвенный Айвазовский

Однако с такой увлеченностью голландскими мастерами, первой серьезной работой Антона стала, как ни странно, репродукция картины Айвазовского «Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца».

— На картине своеобразно изображено небо, здесь четкая разноплановая загруженность деталями. Но при этом сама сцена несложная и подходящая для переноса на объем, что и вызвало у меня интерес, — поясняет резчик.

Окончательный вес работы составил около 5 килограммов, размер резной композиции без рамки 32х28 сантиметров, глубина резьбы — 3,5 сантиметра. Очень ответственным оказался процесс тонировки работы. Для этого Антон использовал 3 цвета ввиду того, что орех, на котором выполнена объемная репродукция, более тяготеет к коричневому цвету.

На резку и оформление репродукции у мастера ушло 5 месяцев ежедневного труда. А если учитывать долгий процесс изготовления рамки и подготовки материала: сушка, распил, вторичная досушка, строгание, фугование, склейка реек в щит, то создание репродукции Айвазовского заняло почти год!

Кстати, изготовление заготовки из реек — процесс необходимый, поскольку цельную древесину использовать опасно. Ее может повести или растрескать. Чтобы со временем этого не случилось, работу с тыльной стороны фиксируют буковыми рейками.

Изготовление рамки оказалось особой историей. Ввиду того, что Айвазовский предпочитал богатые рамы для своих работ, Антон уделил особое внимание и много времени рамке для репродукции.

— Я решил не нагружать объемную картину массивной рамкой, но понимал, что она должна содержать достаточное количество деталей, чтобы не выглядеть скучной, и использовал натуральный цвет ореха, чтобы уравновесить раму с преобладающим цветом композиции, — поясняет мастер.

После создания работы резчик законсервировал ее масло-воском. По словам Антона, лаками он не пользуется принципиально из-за их неэкологичности, да и выглядит обработка лаком на резных поверхностях намного хуже, чем воском.

Самородок

Сейчас Антон Бедлецкий уже 3 месяца занят работой над репродукцией картины известного голландского мастера Эверсена «Люди на заснеженной улице города Делфт». Работа будет намного сложнее предыдущей, хотя бы потому, что глубина резки составляет 5 сантиметров. Также в картине значительно больше деталей, чем у Айвазовского, и ее изготовление займет значительно больше времени. Поражает то, с каким терпением Антон вырезает каждую черепичку на крыше, каждый кирпичик в стенах зданий и витраж многочисленных окон.

В дальнейших планах у мелитопольского мастера-резчика — укрупнение масштабов работ при том же уровне детализации и, конечно же, создание авторских работ. При этом Антон собирается уделить внимание местным пейзажам, коими очень богата мелитопольская земля.

Впереди у Антона Бедлецкого много часов, дней, месяцев и лет кропотливого труда. Результаты его могут достойно украсить как частные коллекции ценителей искусства, так и общедоступные выставки работ мастеров мелитопольского и украинского творчества. Глядя на работы Антона, понимаешь, что в Мелитополе появился еще один самородок, который займет достойное место в ряду таких известных горожан, как  Александр Тышлер, Александр Чигрин, Сима Минаш, Григорий Чухрай.

Хотите первыми узнавать важную и полезную информацию? Подписывайтесь!

Наш город в Telegram — t.me/nash_gorod_mlt
Наш город в Facebook — facebook.com/nashgorodmlt
Наш город в Twitter — twitter.com/nash_gorod_mlt

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Молодчина! Вот только жаль что оценят это, наверное, только после его смерти, лет через 70-80. — таковы традиции.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here